Документы, которые нужно запросить у бухгалтера и председателя при передаче дел
При смене руководителя и главного бухгалтера Управляющей организации (УК, ЖСК или ТСЖ) нередко возникают сложности с передачей дел.
Сегодня в актуальной теме разбираем какие документы нужно истребовать с прежнего главного бухгалтера и председателя ЖСК при смене руководства. И ответим на следующие вопросы:
1. Какие документы по бухгалтерии должны передаваться при смене главного бухгалтера и председателя ЖСК?
2. Как принимается отчетность, хранящаяся в электронном виде, нужно ли ее распечатывать?
3. Как оформляется непредоставление отчетности за предыдущие отчетные периоды?
Если причины смены председателя ТСЖ, ЖСК или руководителя УК ясны, то смена в УО главного бухгалтера происходит, как правило, в двух случаях:
- - при смене руководителя (председателя);
Нередко новое руководство желает поставить «своего» человека для ведения учета и финансовых дел в УО, не доверяет сотруднику, который работал с прежним руководством.
- - при увольнении сотрудника по причине утраты доверия и/или неисполнения должностных обязанностей, а также по собственному желанию.
О должностных обязанностях бухгалтера ТСЖ и УО мы рассказывали ранее в статье «Что должен выполнять бухгалтер в УО (ТСЖ,ЖСК и УК)».
Какие документы по бухгалтерии должны передаваться при смене главного бухгалтера и председателя ЖСК или ТСЖ?
В большинстве случаев смена бухгалтера представляется «стрессом» для организации, но не стоит переживать.
Для вашего удобства мы подготовили список документов, которые нужно получить от бухгалтера при увольнении:
1) выгрузка базы, где велся бухгалтерский и налоговый учет организации на текущую дату.
В первую очередь, при смене главбуха в ТСЖ или ЖСК нужно получить базу. Ведь там содержится все самое важное: вся информация о взаиморасчетах, поступивших оплатах, начислениях, отчетность организации и пр. В большинстве случаев бухгалтерию ведут в 1С, но бывают и отдельные специализированные программы, например, Рарус.
В некоторых случаях используются облачные сервисы (web-сервисы). В этом случаем достаточно будет получить логин и пароль доступа в сервис или web-версию программы.
2) акты сверок с контрагентами и РСО на окончание последнего отчетного периода или года. Например, акты сверок на 31.12.2023 г.
3) применяемые тарифы для начисления ЖКУ - городские или утверждены протоколом собрания. Если тарифы установлены протоколом, то нужно получить данное документальное подтверждение законности применяемых тарифов.
4) реестр собственников и площади квартир, реестр членов ЖСК или ТСЖ;
Реестры могут быть как у бухгалтера, так и у руководителя УО или председателя.
5) список сотрудников с окладами для начисления и даты выплат зарплаты. Сданная отчетность по кадровому учету за весь период существования УО;
6) Бухгалтерская и налоговая отчетность УО, которая подавалась в ФНС, СФР (ранее ФСС И ПФР) за последние 5 лет.
7) выписки из банка за прошедший год;
Выписка пригодится, чтобы проверить правильность ведения учета и отражения всех операций на счетах учета, в случае если была смена банка и доступа к выпискам в онлайн-банке уже нет.
Важно знать:
Обратите на срок, за который Вам придётся принимать или передавать документы – это не менее, чем за 5 предыдущих лет. Например, вы передаете или принимаете дела в 2024 году, значить документы, которые должны быть переданы датированы 2019-2023 гг.
При этом обратите внимание, что срок хранения личных дел сотрудников, трудовых договоров - 75 лет, а документы по аттестации рабочих мест - 45 лет. Это значит, что передать или принять вы должны такие документы с момента образования управляющей организации.
Доступы, которые могут понадобится для работы бухгалтера и нужно иметь:
1) в программу или систему, где производились начисления в формате логин и пароль;
В случае, если начисления собственникам за ЖКУ велись в стороннем ПО (программного обеспечении)
Если начисления ведутся в РКЦ, то у бухгалтера должен быть отдельный доступ в личный кабинет. Такой доступ также необходимо получить.
2) в систему ЭДО (электронного документооборота);
Обычно доступ в ЭДО осуществляется либо по ЭП (электронной подписи) организации либо по логину и паролю.
3) в личные кабинеты РСО (при наличии);
Используется для передачи показаний ОДПУ в РСО, получении закрывающих документов и счетов. Также доступы в формате логин и пароль.
4) в личный кабинет региональной соцслужбы, куда передается информация о начислениях, оплатах жильцов и наличии или отсутствии задолженности за ЖКУ, установленной судебным актом, за последние 3 года. Эта информация впоследствии используется для выплат субсидий за ЖКУ;
Например, в Самаре и Самарской области используются специализированная система для подачи данных о начислениях и долгах за ЖКУ.
Важно:
При этом не стоит исключать необходимость размещения информации о начислениях и долгах в ГИС ЖКХ. При передаче данных через специализированную систему обязанность направлять ответы на запросы соцслужб в ГИС ЖКХ остается за УО, ТСЖ и ЖСК.
Мы рекомендуем, Вам чтобы не терять время, сразу как только вы узнаете, что главный бухгалтер увольняется назначьте комиссию, которая будет проводить инвентаризацию в УО.
Подробно о том, как провести смену бухгалтера в УО рассказывали в статье Смена бухгалтера в ТСЖ, ЖСК. Передача дел. Пошаговая инструкция для УО.
Документы, которые должен передать предыдущий руководитель или председатель
Не только у бухгалтера могут находиться важные для деятельности УО документы, но и у бывшего председателя.
Многие новички-председатели ТСЖ, ЖСК не знают, какие документы должны быть им переданы. Подробно о документах, которые нужно запросить у председателя при смене писали в статье Смена председателя ТСЖ. Передача дел.
Напомним реестр документов, которые должен передать от предыдущего председателя:
1) Уставные и регистрационные документы УО;
2) Кадровые документы (могут находится в т.ч. и у бухгалтера);
3) Технический паспорт на МКД, техническая документация на сети МКД, данные по ОДПУ и документы к ним;
4) Акты проверок контрольных и надзорных органов;
5) Договора с контрагентами (например дератизация, уборка, видеонаблюдение, охрана и т.п.);
6) Сметы доходов и расходов;
Желательно получить от бухгалтера или председателя/руководителя УО смету на текущий год. Например, если смена бухгалтера в УО происходит в 2024 г., то смета необходима за 2024 г.
Не лишним будет получить также смету за предыдущий год (например, 2023 г) для проверки корректности сдачи отчетности и отчета об исполнении сметы.
7) Плановые и внеплановые мероприятия текущего года (что запланировано в МКД. Как правило в смете на год отражаются дополнительные;
8) Данные по общим собраниям собственников МКД за весь период действия УО, протоколы ОСС и ОСЧ, а также заседаний правления для ТСЖ и ЖСК;
9) Доверенности, действующие на период передачи дел;
10) Данные по судебным разбирательствам (если есть текущие дела).
Как принимается отчетность, хранящаяся в электронном виде, нужно ли ее распечатывать?
Если отчетность подается не на бумажном носителе организацией, а через электронные каналы связи, то вся электронная отчетность хранится в системе ЭДО. Если отчетность представлена в электронном виде с ЭП, то обязанность представления отчетности на бумажном носителе отсутствует.
Распечатывать или нет решаете самостоятельно, поскольку она хранится в ЭДО, то в любой момент можно скачать или просмотреть отчетность и квитанции о приеме в контролирующих органов.
Как оформляется непредоставление отчетности за предыдущие отчетные периоды?
Всем известно, что за нарушение сроков сдачи отчетности можно получить штраф. Его сумма зависит от типа налогоплательщика (ЮЛ или ИП), системы налогообложения и отчета, который необходимо сдать. В некоторых случаях инспекторы могут пойти навстречу и даже уже выставленный штраф свести к минимуму, а иногда и вовсе отменить.
Но если бухгалтер и уходит, то эта головная боль ляжет на плечи новичка.
В этом случае нелишним будет перед уходом главбуха провести экспресс-аудит или инвентаризацию в УО (о которой писали ранее в статье), который как раз и поможет выявить все незакрытые отчётные периоды. Если уходящий бухгалтер не сдал какой-либо отчет, то такой факт непредоставления отчетности за предыдущие отчетные периоды можно зафиксировать в отчете Акте приема передачи дел.
В завершении хотелось бы отметить, что как председатель, так и главный бухгалтер при уходе должны передать дела и документы новым сотрудникам и руководству УО. Для этого установлен определенный порядок. В случае не предоставления необходимых документов организация имеет право истребовать документы и иные данные в судебном порядке.
Больше информации читайте в полезных статьях по теме:
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |