Апелляционный суд признал интересы НЭО выше интересов ТСЖ
И еще одно судебное разбирательство касательно правил расчета вывоза ТКО. На этот раз между Товариществом собственников жилья и АО «Невский экологический оператор» (Постановление от 20.10.2022 г по делу №А56-39992/2022).
В первой инстанции ТСЖ выиграло спор и суд обязал НЭО изложить пункт 4.1 договора в новой редакции, где учет объема и массы ТКО производить расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу.
Суть судебного разбирательства:
Товарищество собственников жилья обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Невский экологический оператор» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением суда от 20.06.2022 заявленные требования были удовлетворены. Суд решил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора между акционерным обществом "Невский экологический оператор" и ТСЖ, изложив пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. №505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО"
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование заявленных требований ответчик указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно не был применен закон (п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч.1 ст. 157 ЖК РФ), подлежащий применению к спорным правоотношениям. Также, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции был необоснованно применен закон (п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила 505), не подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Позиция апелляционного суда:
Повторно рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи со следующим.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора, является обязательным. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(15) Правил № 1156).
Поскольку ответчик является региональным оператором, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства, и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а ответчиком –исходя из норматива накопления ТКО
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, пришел к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В силу пунктов 3 и 4 указанных правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из пунктов 20 и 21 указанных правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению в соответствующий реестр.
Доводы ответчика об определении объема ТКО по нормативу в силу пункта 148(30) Правил №354 и ч.1 ст.157 ЖК РФ являются неосновательными, поскольку Правила №505 не содержат ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО. Указанная позиция поддержана Верховным судом РФ в постановлении от 07.02.2021г. №АКПИ20-956.
Вместе с тем, судом при вынесении оспариваемого решения не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организации или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативов договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с ТКО, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании положений пункта 148 (25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Согласно положению пункта 148(27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по обращению с ТКО исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с ТКО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (пункт 148(28) Правил № 354).
Исходя из положений Правил № 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО определяется на основании объема вывезенных контейнеров (пункты 148.30 – 148.33, 148.38 Правил № 354).
Пунктом 148(30) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р. 6 А56-39992/2022 Норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов (в год) составляет 0.0792 мЗ с 1 м2 общей площади жилых помещений.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилою помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам № 354.
При этом, правомерность определения объема оказанной услуги исходя из нормативов накопления подтверждается и Жилищным кодексом. В отсутствие прибора учета в отношении определения объема ТКО (контейнеры к приборам учета не относятся так как не являются средством измерения) расчет платы за услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО полностью соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 148 (30) Правил № 354. Таким образом, к спорным правоотношениям (между собственниками жилых помещений в МКД и региональным оператором) арбитражный суд должен был применить п. 148 (30) Правил № 354 и ч. 1 ст. 157 кодекса Российской Федерации.
Истец не вправе устанавливать способы расчета оказанных коммунальных услуг, отличные от способа расчета, указанного в законе и в договоре с региональным оператором, в том числе и путем принятия решения общим собранием собственников. Данный вопрос не входит в компетенцию общего собрания.
На основании документов, представленных Истцом к дополнениям от 28.09.2022, следует, что в нарушение требований законодательства, Истец не выставил собственникам и пользователям жилых помещений начисления по коммунальной услуге по обращению с ТКО. В платежных документах за 2022 год отсутствует соответствующая строка.
Истец в нарушение требований закона не исключил расходы по обращению с ТКО из статьи за содержание общего имущества и не включил данные расходы в статью коммунальная услуга по обращению с ТКО. С 01.01.2022 года в Санкт-Петербурге услуга по обращению с ТКО перестала быть жилищной услугой и перешла в коммунальную с момента ввода в Санкт-Петербурге института регионального оператора.
Согласно п. 8.1. ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» определено, что изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В новой редакции подпункта "д" пункта 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения» N 491 сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ и услуг по содержанию общего имущества собственников МКД. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, с 01.01.2022 года стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов должна быть исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена как коммунальная услуга по обращению с ТКО отдельной строкой. Тарифы на услугу и определение объема услуги транслируется от ресурсоснабжающей организации/регионального оператора и дублируется во взаимоотношении между исполнителем коммунальной услуги и собственниками жилых помещений.
При этом, суд правомерно указывает на то, что именно собственники ТКО должны быть отправной точкой при определении метода определения объема услуг по обращению с ТКО. ТСЖ, выступая посредником и представителем собственников во взаимоотношениях с региональным оператором и ресурсоснабжающей организацией, не меняет существа отношений. Учитывая вышеизложенное, правомерен вывод о том, что метод определения объема ТКО в договоре между собственниками и ТСЖ и в договоре между ТСЖ и региональным оператором должен совпадать.
Решение суда:
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2022 по делу № А56-39992/2022 в редакции определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2022 об исправлении опечатки изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: «Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора между акционерным обществом «Невский экологический оператор» и товариществом собственников жилья, изложить пункт 4.1. договора в следующей редакции: «Производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительное власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитет по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения».
Продолжение разбирательства в 2023 г. читайте в статье ТСЖ выиграл суд по начислению оплаты ТКО через кассационную жалобу
- Защита интересов ТСЖ, ТСН, ЖСК и СНТ в арбитражных судах
- Споры с организациями-поставщиками услуг
- Представление интересов ТСЖ (ЖСК) на стадии исполнительного производства
ЖКХ-Проф - Все услуги для УО в одном месте
Для получения консультации юриста по защите интересов ТСЖ, ТСН, ЖСК и СНТ свяжитесь с нами
по тел. +7 812 327-09-10 или напишите urist@gkhhelp.ru
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |