Подготовка сметы ТСЖ и ЖСК. Как составить и утвердить смету?
Товарищества собственников жилья/недвижимости и жилищно-строительные кооперативы занимаются различной хозяйственной деятельностью, связанной с управлением жилым фондом:
- текущим и капитальный ремонтом общего имущества в МКД, его содержанием и эксплуатацией;
- строительством, созданием новых объектов общего имущества в МКД и на придомовом участке;
- сдачей в аренду или в наём помещений или других объектов общего имущества с согласия собственников помещений.
Основным документом, на основании которого ТСЖ осуществляют свою деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов.
Данный документ составляется каждый год исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.
Смета ТСЖ отражает движение поступлений и расходование целевых средств и служит основанием для обоснования размера взносов и платежей членов общества, расчета годового бюджета, правомерности конкретных трат. Отсутствие сметы в ТСН, ТСЖ и ЖСК нарушает ст. 148 ЖК РФ.
Ведущий эксперт ЖКХ-Проф и лектор семинаров по бухгалтерскому и налоговому учету в сфере ЖКХ Галина Тузова разъяснила какие пункты следует включать в смету доходов и расходов ТСЖ и ЖСК.
Смета ТСЖ и ЖСК. Какие пункты сметы включить в смету?
Расходы в смете ТСЖ и ЖСК. Что обязательно включить?
В смету ТСЖ и ЖСК включаются необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на иные цели, установленные ЖК РФ и уставом.
Расходы принято делить на следующие статьи:
- Расходы на управление (административные расходы);
фонд оплаты труда с начисленными страховыми взносами, налоги с ФОТ;
расходы на содержание помещений ТСЖ или ЖСК (ГВС и ХВС освещение, оплата интернета и телефона и др.);
почтово-канцелярские расходы и затраты на содержание оргтехники;
расходы на обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно-правовых документов, справочно-правовых систем, специальной литературы);
расходы на приобретение ПО;
расходы н бухгалтерское и юридические услуги, услуги по размещению в ГИС и иные информационно-расчетное обслуживание в ТСЖ и ЖСК;
затраты на служебные разъезды;
банковские расходы на расчетно-кассовое обслуживание и комиссии банков за осуществление платежей и переводов от жителей на расчетный счет УО;
прочие расходы.
Также в статью расходов можно включить страхование гражданской ответственности, обучение персонала, стимулирующие мероприятия для жильцов МКД (праздники, ярмарки и пр). Но перечень определяется индивидуально для каждого МКД.
Пример: если у вас в конкретном МКД есть услуги консьерж-сервиса и нет видеонаблюдения, то в смету включаете в обязательном порядке услуги консьержа и не включаете видеонаблюдение.
- Содержание и эксплуатация общего имущества МКД
Техническое обслуживание общедомового имущества (ОДПУ, домофоны, видеонаблюдение и пр.)
Санитарное обслуживание
Техническое обслуживание лифтов
Вывоз ТБО (в случае, если не было перехода на прямые договора с поставщиком услуги)
Техническое обслуживание системы пожаротушения и дымоудаления
Подготовка МКД к отопительному сезону
Прочие расходы на содержание и эксплуатацию ОИ в МКД
- Расходы по текущему ремонту дома:
Плановый и внеплановый ремонт инженерных систем (разовые работы, материалы, оборудование)
Внеплановый ремонт лифтов (работы, материалы)
Ремонт и восстановление существующей системы безопасности (оборудование, расходные материалы и доп.работы)
Косметический ремонт общих зон в МКД (подъезды, пожарные лестницы, холлы и тп)
Благоустройство территории МКД
- Расходы по договорам с РСО (поставщиками коммунальных ресурсов за ХВС и ГВС, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Данный пункт включается в смету только в случае, если собственниками не было принято решение о переходе на прямые договора с поставщиками коммунальных ресурсов.
Расчет расходов по КУ следует учитывать по установленным тарифам на коммунальный ресурс вашего региона.
- Расходы по капитальному ремонту — спецсчёт или региональный оператор.
Доходы и расходы на капремонт ОИ при наличии спецсчёта, владельцем которого является ТСЖ, учитываются отдельно от остальных статей.
Средства, находящиеся на спецсчёте на капремонт, являются целевыми и расходуются по мере накопления по решению общего собрания собственников помещений в МКД.
Обращаем внимание:
каждая УО самостоятельно определяет перечень расходов. Основанием для составления сметы по статье расходы можно взять минимальный перечень работ и услуг в МКД, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный в 290 ПП РФ. В данном постановлении указан минимальный перечень работ и услуг.
Доходы в смете ТСЖ и ЖСК. Какие доходы могут быть?
Помимо расходов в смету включают и все доходы ТСЖ, ТСН и ЖСК.
Напомним, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, но лишь для достижению целей, ради которых они созданы (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности товарищества, подлежат использованию только на цели, являющиеся предметом его деятельности.
Доходная часть сметы включает:
· плату собственников и пользователей помещений за содержание и ремонт ОИ;
· плату собственников и пользователей помещений за КУ;
· взносы собственников на капремонт, если ТСЖ является владельцем спецсчета;
· взносы членов ТСЖ (при наличии);
· плату собственников и пользователей помещений за прочие услуги, предусмотренные договором, заключаемым с ТСЖ;
· субсидии на обеспечение эксплуатации ОИ, проведение капремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
· целевые взносы – денежные средства, вносимые на покрытие дополнительных расходов целевого назначения (благоустройство, охрана и проч.);
· дополнительные доходы ТСЖ или ЖСК.
В смете ТСН, ТСЖ и ЖСК принято указывать следующие доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения годового финансового плана (сметы):
· доходы от сдачи общего имущества в аренду (нежилые помещения или их часть)
· доходы от использования фасадов зданий (размещение вывесок, информационных баннеров, рекламные конструкции, размещение кондиционеров)
· доходы от использования части общего имущества интернет-провайдерами и иными телекоммуникационными компаниями (установка оборудования)
· поступления процентов от депозитов
· санкции за несоблюдение жилищных норм (пени, повышающий коэффициент)
· добровольные взносы.
Напомним, что доходы товарищества, дополнительно полученные в ходе исполнения годового финансового плана (сметы расходов и доходов), суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате экономии в расходах (свободные средства ТСЖ), могут быть направлены на иные цели, связанные с деятельностью ТСЖ и указанные в его уставе, а также в гл. 14 ЖК РФ.
Решения о целевом использовании свободных средств должны приниматься общим собранием членов товарищества.
На основании решения общего собрания членов ТСЖ могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели (например, фонд текущих расходов, фонд ремонта и восстановления ОИ, страховой фонд, резервный фонд, фонд непредвиденных расходов).
Пример сметы доходов и расходов ТСЖ и ЖСК
Утверждена общим собранием
ТСЖ “__________”
от __ ___________ ____ г.
протокол № __ от __ __________ ____ года
Смета доходов и расходов
товарищества собственников жилья “__________” на ____ год
Доходы |
В месяц |
В год |
Целевые поступления |
|
|
Плата от жильцов за содержание и текущий ремонт дома
|
|
|
Членские взносы на оплату коммунальных услуг |
|
|
Членские взносы на содержание и ремонт котельных |
|
|
Членские взносы на коммунальное освещение |
|
|
Оплата службы охраны |
|
|
Вывоз ТБО |
|
|
Доходы от предпринимательской деятельности |
|
|
Доходы от оплаты за размещение рекламных мест |
|
|
Доходы от оплаты интернет-провайдеров |
|
|
Расходы |
В месяц |
В год |
Ремонт и содержание общедомового сантехнического, иного оборудования |
|
|
Благоустройство и озеленение придомовой территории |
|
|
Расходы за исполнение трудовых функций работниками ТСЖ |
|
|
Содержание и ремонт лифтов |
|
|
Расходы на реконструкцию |
|
|
Расходы на капитальный ремонт |
|
|
Взносы в резервный фонд |
|
|
Материальные расходы |
|
|
Председатель Правления ТСЖ
Главный бухгалтер ТСЖ
Скачать пример сметы доходов и расходов ТСЖ или ЖСК.
На какой период составляется смета доходов и расходов
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год.
Но смету можно составить и на более длительный срок. Например, 2 года. Имеет смысл составлять смету на 2 года в случае, если вы уверены в том, что стоимость работ и услуг, выполняемых в МКД не изменится.
Смету на более длительный срок будет принять достаточно сложно ввиду быстро меняющих условий в сфере ЖКХ и в целом с мирового сообщества. Поэтому целесообразно смету составлять на 1 год и утверждать на общем собрании.
На заметку:
Смету не обязательно принимать на стандартный календарный год с 1 января по 31 декабря. Допускается принятие сметы, например, с 1 сентября по 31 августа. Органы госжилнадзора допускают такой подход.
В случае, если вы ставите иной период в смете, то и не стоит забывать и о ГИС ЖКХ. В ГИС ЖКХ необходимо вносить данные согласно принятым решениям в ТСН и ЖСК в сроки, указанные в постановлении Минстроя 79/пр (действует с 01.09.2024 г.).
Кто принимает смету доходов и расходов ТСН и ЖСК
Смета, как правило, составляется бухгалтером или экономистом организации (при наличии в обязанностях конкретного сотрудника организации данного пункта). Если составление сметы не входит в обязанности бухгалтера, то составить данный документ обязано правления ТСЖ или ЖСК (согласно п. 3 ст. 148 ЖК РФ).
Часто бывают случаи, когда правление требует составлять смету от председателя. Такое требование не обоснованно, поскольку в компетенцию председателя согласно ст. 149 ЖК РФ не входит составление сметы, поэтому составление сметы — это процесс коллегиальный и к нему необходимо привлечь членов правления ТСЖ или ЖСК.
Подготовленную смету на предстоящий год выносят на голосование собственников помещений и/или членов правления ТСЖ или ЖСК и зафиксировать протоколом принятые решения.
В некоторых случаях для составления сметы привлекаются специализированные организации. Например, отдел бухгалтерского и налогового учета ЖКХ-Проф ежегодно оказывает такие услуги.
Как правило, смету начинаю готовить в конце календарного года. Именно поэтому к составлению сметы на 2025 год стоит приступить в ноябре-декабре 2024 при подготовке в проведению собрания.
Для утверждения сметы доходов и расходов необходим кворум в количестве присутствующих членов ТСЖ, обладающих более чем 50 % голосов от всего количества голосов членов ТСЖ или ЖСК в доме (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ). За принятие сметы должны проголосовать простое большинство присутствующих на собрании (ч. 4 ст. 146 ЖК РФ).
Порядок принятия сметы ТСЖ и ЖСК
Составление сметы доходов и расходов на год обязательно для всех ТСЖ и ЖСК и происходит в соответствии с требованиями ЖК РФ и других НПА:
- Правление ТСЖ или ЖСК составляет смету и направляет её на проверку ревизионной комиссии;
- Ревизионная комиссия по результатам проверки составляет заключение;
- Смета и заключение ревизионной комиссии выносятся на общее собрание членов ТСЖ или ЖСК;
- Общее собрание членов ТСЖ или ЖСК утверждает смету доходов и расходов;
- ТСЖ или ЖСК размещает смету в ГИС ЖКХ в сроки, указанные в Постановлении Минстрой № 79/пр.
Заключение
Как ранее в этой статье уже упоминалось, смета доходов и расходов является основным документом в ТСЖ или ЖСК. Смета отражает сколько поступлений планируется и из каких источников, а также определяет цели расходование целевых средств.
На основании этого документа формируется размера взносов и платежей членов товарищества или кооператива. Отсутствие сметы будет нарушением ст. 148 ЖК РФ.
Также могут быть интересны следующие статьи:
- Не все пункты сметы доходов-расходов приняло правление. Что делать
- Подготовка сметы по доходам и расходам. Основные ошибки руководителя
- Можно ли использовать средства, собранные по определенной статье сметы, на другие цели ТСЖ
Помощь в подготовке сметы доходов и расходов на 2025 год окажут специалисты ЖКХ-Проф.
Оставляйте заявку по телефону +7 812 3270910 или по e-mail info@gkhhelp.ru
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 13 Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |