ЖСК через суд внесло изменения в договор с АО «Невский экологический оператор»

16.11.2022 ЖСК через суд внесло изменения в договор с АО «Невский экологический оператор»

ЖСК обратился с иском к АО «Невский экологический оператор» с требованием заключить договор по вывозу ТКО с внесением изменений. В том числе с изменением условий расчета оплаты услуг регионального оператора по вывозу ТКО с норматива на фактически вывезенный объем мусора.

 

Суть дела:

 

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) ЖСК 22.12.2022 направил в адрес регионального оператора заявку на заключение договора и пакет документов в соответствии с Порядком действий для заключения договора, размещенном на официальном сайте Общества.

 

ЖСК 23.03.2022 получил от Общества договор от 30.12.2021. Не согласившись с условиями данного договора ЖСК направил в адрес Общества протокол разногласий на договор, однако протокол разногласий Обществом не подписан, ответ на протокол разногласий не поступил.

 

12.04.2022 ЖСК направил Обществу претензию с требованием заключить договор на условиях, изложенных в протоколе разногласий к договору. Ответа на претензию не последовало, истец обратился в суд с настоящим иском.

 

С полным текстом решения от 11 ноября 2022 года по делу № А56-66217/2022 можно ознакомиться здесь.

 




Мы же рассмотрим мнение Арбитражного суда по волнующему всех вопросу – осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров.

 

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в своем решении от 11 ноября 2022 года по делу № А56-66217/2022 установил следующее (выдержка из решения о самом важном):

 

  • Истец (он же ЖСК) просит дополнить пункт 3.4 Договора следующими подпунктами: «3.4.3. Осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых ТКО; 3.4.4. Составлять акт о количестве вывезенного объема ТКО, который в последствии будет являться основанием для расчета объема вывезенного ТКО и оплаты».

 

Текст п. 3.4 Договора в редакции Регионального оператора соответствует положениям п. 14 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. В данном пункте не предусмотрены дополнительные права, изложенные в редакции истца.

 

Таким образом, п. 3.4 Договора подлежит изложению в редакции Регионального оператора: «3.4. Потребитель имеет право:

3.4.1. получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов области обращения с твердыми коммунальными отходами;

3.4.2. инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору».

 

  • ЖСК просит изложить п. 4.1 Договора в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Второй абзац исключить из договора».

 

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО и нормативы их накопления. Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (Правила № 505).

 

Согласно данным Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

 

ЖСК было предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а ответчиком – исходя из норматива накопления ТКО.

 

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Правила, обязательные при заключении управляющей организации или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативов договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с ТКО, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании положений пункта 148 (25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354) потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

 

Согласно положению пункта 148 (27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.

 

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

 

При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по обращению с ТКО исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с ТКО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (пункт 148 (28) Правил № 354).

 

Согласно положениям Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО определяется на основании объема вывезенных контейнеров (пункты 148.30 - 148.33, 148.38 Правил № 354).

 

Пунктом 148 (30) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам.

 

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р. Норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.

 

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам № 354.

 

Правомерность определения объема оказанной услуги исходя из нормативов накопления подтверждается нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. В отсутствие прибора учета в отношении определения объема ТКО (контейнеры к приборам учета не относятся, средством измерения не являются) расчет платы за услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО полностью соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 148 (30) Правил № 354; данные нормы подлежат применению к спорным правоотношениям (между собственниками жилых помещений в МКД и региональным оператором).

 

ЖСК не вправе устанавливать способы расчета оказанных коммунальных услуг, отличные от способа расчета, указанного в законе и в договоре с региональным оператором, в том числе и путем принятия решения общим собранием собственников; данный вопрос не входит в компетенцию общего собрания.

 

 

Вывод суда:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 1263893- 2022/ТКО от 30.12.2021 с изложением спорных пунктов договора в предложенной региональным оператором редакции.

 

Условия договора:

  • - в Преамбуле указать: «(ЖСК), именуемое в дальнейшем «Потребитель»;
  • - пункт 1.3 договора: «Способ складирования ТКО в контейнеры, расположенные у мусороприемной камеры дома № 38 корпуса 1 по проспекту Пискаревский»;
  • - пункт 1.4 договора: «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2022»;
  • - пункт 2.2 договора: «Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора»;
  • - пункт 2.4 договора: «Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов»;
  • - пункт 2.5 договора: «В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами»; пункт 3.1.2 договора «Обеспечивать транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ»;
  • - пункт 3.1.6 договора: «Осуществлять подборку ТКО, выпавших при погрузке контейнеров»; 
  • - пункт 3.1.7 не подлежит включению в договор; пункт 3.3.8 договора: «обеспечить на территории, находящейся в общедолевой собственности Потребителя беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, указанных в настоящем договоре»; 
  • - пункт 3.4 договора: «3.4. Потребитель имеет право: 3.4.1. получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов области обращения с твердыми коммунальными отходами; 3.4.2. инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору»; 
  • - пункт 4.1 договора: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения». 
  • - пункт 6.2 договора: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено жилищным законодательством»; 
  • - пункт 8.1 договора: «Настоящий договор заключается по 31.12.2022 года и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022 года»; Приложение № 1 к договору подлежит изложению в редакции регионального оператора.

 

 



Многим УО Санкт-Петербурга и Ленинградской области несколько месяцев назад массово приходили рассылки с предложением обратиться в суд с иском к АО «Невский экологический оператор» с некой гарантией результата. Стоимость услуг предлагалась немаленькая. Но на примере, этого решения мы с вами, коллеги, видим, что желаемого результата ЖСК не получил. А услуги фактически выполнены и придраться не к чему – изменения в договор внесены.

 

Повторно призываем внимательно изучать все условия предложений и договоров. Даже если это юридические услуги.

Подобная практика не гарантирует полноценную защиту Вас и Вашей организации на постоянной основе, поскольку юристы могут меняться, а ведение в суть проблемы нового юриста займет определенное время, что может повлечь негативные последствия для компании.

В таких случаях оптимальной и эффективной формой для ТСЖ, ТСН, ЖСК и СНТ будет абонентское юридическое обслуживание. Предлагаем воспользоваться услугами поабонентскому юридическому обслуживанию в ЖКХ.

Чтобы узнать подробности и подобрать удобный для вас тариф абонентского юридического обслуживания для ТСЖ, ТСН, ЖСК или СНТ, свяжитесь с нами по телефону

+7 812 327-09-10 или напишите urist@gkhhelp.ru

Дата изменения: 16.11.2022 18:45:20

← Все документы


Контакты 

Адрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В

Телефон: 8 (812) 327-09-10

Обратная связь

CAPTCHA