Начисление ЖКУ: основные ошибки УО и ответственность. Часть 2
В прошлой статье мы уже рассказали Вам об ошибках при начислении ЖКУ по причинам недоначисления коммунальных услуг собственникам и применении неверных тарифов. Прочесть вы можете здесь: Начисление ЖКУ: ошибки и ответственность ТСЖ, ЖСК и УК. Часть 1
Сегодня продолжим рассказывать о самых частых ошибках при расчете квартплаты и ответственности УО за неверное начисление.
3. Ошибки в квитанциях по вине жильца/собственника МКД
Распространённые причины ошибок со стороны собственника или жильца МКД следующие:
1) Ошибки при подаче показаний приборов учета.
Одна неверная цифра в предоставленных жильцом показаниях ИПУ и окончательная цифра в квитанции, положенная к уплате, увеличивается на сотни, а то и на тысячи рублей!
Наверняка, и в вашу бухгалтерию, или может Вам лично звонили недовольные жильцы с возмущением по поводу больших начислений. Но после проверки выяснялось, что все дело в лишней цифре.
Ошибка при начислении ЖКУ: Неверная подача данных ИПУ
2) Неисправность счётчика, истёк срок поверки счетчика
Причины неисправности ИПУ могут быть разные – от обычной поломки до выхода из строя из-за слишком горячей воды.
Мы с вами помним, что ЖК РФ устанавливает следующее: размер платы за КУ рассчитывается исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных субъектами РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Ошибка при начислении ЖКУ:
При неисправном ИПУ ошибкой будет производить начисление по нормативу!
Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ИПУ регламентируется подпунктом «а» п.59 Правил 354.
Данный пункт гласит: среднемесячные показания ИПУ в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев в течение отопительного периода.
Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.
Формула расчета устанавливается с отсылкой на пункт 42 Правил. И в данном случае применяется формула а(1) пункта 4 Приложения 2 к Правилам:
в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов — повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5.
Tкр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внимание: из буквального прочтения приведенной нормы следует, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания ИПУ, не зависит от момента начала применения таких показаний в первый расчетный период. То есть, например, если ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя в сентябре, то среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф.
3) Не предоставление показаний ИПУ
При наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета потребитель (собственник или жилец) должен ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания в управляющую организацию не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Ошибка при начислении ЖКУ:
Некоторые специалисты отдела бухгалтерии (в частности расчетных отделов УК) считают, что в случае неподачи счетчиков расчет ЖКУ необходимо проводить по нормативам, установленным в данном субъекте РФ. Но это суждение не верно и ошибкой будет проводить начисление по данному принципу.
Если потребитель не предоставил сведения о показаниях счётчика в квартире в установленные сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу начисляется исходя из расчёта среднемесячного объема потребления услуги за период не менее 6 месяцев. Если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев.
Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если по истечении 3 месяцев потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 расчёт ЖКУ происходит исходя из норматива. При этом повышающий коэффициент не применяется!
4. Начисление повышающего коэффициента
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Повышающий коэффициент может быть применен в следующих случаях:
- В квартире (доме) не установлен индивидуальный прибор учета.
- Счетчик был снят на проверку или ремонт, который длится более трех месяцев.
- Управляющая компания не может зафиксировать показания счетчика более трех месяцев.
Ошибка при начислении ЖКУ:
Применение повышающего коэффициента для МКД, не имеющих возможности установки счетчиков.
Коэффициент не может быть применен для домов и квартир, в которых монтаж счетчиков невозможен по техническим причинам. В подобной ситуации вины собственника нет, поэтому ни о каком повышении оплаты услуг речь идти не может.
В завершении о начислении пени
Согласно п. 3–п. 5 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 до 1 января 2021 года приостановлено:
- применение положений договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающих право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное управляющими организациями МКД обязательство по оплате коммунальных ресурсов;
- применение положений договоров управления МКД, устанавливающих право лиц, осуществляющих управление МКД, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение;
- взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капремонт.
Соответственно, до 6 апреля начисляем пени в прежнем размере и отражаем их в квитанции в полном размере. С 6 апреля и по 31 декабря 2020 г введён мараторий на пени при неоплате коммунальных услуг.
В завершении хотим заметить, что это далеко не полный перечень ошибок. Многие ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК допускают эти ошибки в своей работе, но эти ошибки могут дорого обойтись руководству УО и самой управляющей организации.
Ответственность за неверное начисление ЖКУ
Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
При выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги, повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы, у собственника или жильца МКД есть возможность получить некоторую компенсацию платы в размере 50% от суммы превышения платы.
Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья.
Например, Вы произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение.
В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения - 200 рублей, сумма штрафа, который Вы должны уплатить собственнику - 100 рублей.
УО не позднее 30 дней после поступления обращения от пострадавшего собственника обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Услуги начисления ЖКУ и расчетного центра для ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК
без ошибок и с гарантией от профессионалов бухчета - от 5000 р/мес. (услуги оказывает ООО "БукКипер Проф")
Оформить заявку и получить консультацию можно:
- по тел. +7 812 327-09-10
- Или по эл.почте info@ gkhhelp. ru
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |