Жильцов могут обязать досудебно решать споры с УК

16.02.2023 Жильцов могут обязать досудебно решать споры с УК
Разработан законопроект о порядке урегулирования споров между управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья. Согласно документу, граждане должны будут написать претензию на некачественно предоставленную услугу до того, как обращаться в госжилинспекцию (ГЖИ) или суд. Речь идет о жалобах на плохую работу УК — по ремонту, содержанию домов, дворов и так далее. УК должны будут отреагировать на обращение в течение 10 дней, в противном случае им грозит дополнительный штраф. В ближайшее время документ будет направлен в профильный комитет Госдумы. Сегодня в судах дела о жилищных спорах занимают первое место, их число уже перевалило за 10 млн и продолжает расти.

Торгово-промышленная палата разработала законопроект о так называемом претензионном порядке урегулирования споров между УК и собственниками жилья. Документ планируется направить в профильный комитет Госдумы. Речь идет о претензиях на качество работы УК — по управлению, ремонту, содержанию домов, дворов и так далее.

До того как обращаться с жалобой в органы контроля и надзора (ГЖИ), а также в суд, граждане будут обязаны предварительно написать претензию самому исполнителю услуги, пояснила председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Если УК не решит проблему в течение 10 дней, жители смогут обращаться в суд и надзорные органы.

— Если УК не ответит и люди обратятся в суд, за отсутствие действий со стороны компании можно будет взыскать с нее потребительский штраф, — отметила Сусана Киракосян.

Кроме того, если такое предложение будет принято, то отсутствие реакции со стороны управдома должно стать отягчающим обстоятельством при проведении проверки, уверен эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. К примеру, следует увеличить стандартный штраф на 10%, добавил он.

Как показывает правоприменительная практика, люди зачастую обращаются в ГЖИ и суд, не направив заявления в УК, говорится в пояснительной записке к проекту.

«По официальной статистике, представленной судебным департаментом при Верховном суде РФ за 2019–2021 и полугодие 2022 годов, жилищные споры занимают первое место по отношению к иным категориям (земельным, трудовым, семейным и иным). В 2019-м в суды общей юрисдикции поступило 8,1 млн дел по жилищных спорам с участием собственников помещений, в 2020 году — 8,9 млн, в 2021 году — 10,7 млн. За первое полугодие 2022-го поступило 5,5 млн дел, что превышает порог полугодового количества дел по сравнению с предыдущими годами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению инициаторов законопроекта мера позволит более оперативно и цивилизованно решать споры, существенно освободит суды и контрольно-надзорные органы от тех конфликтов, которые могут и должны быть решены без их участия. Это создание бесконфликтной среды в управлении домами и повышение престижа отрасли.

Дело в том, что все жалобы в вышестоящие органы сначала спускаются в саму управляющую компанию, отметил председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. При этом штрафы компании платят из средств, которые жители им перечисляют на содержание и текущий ремонт, добавил он. Сегодня, по сути, ГЖИ, получая обращение гражданина, тратит те же 10 дней, чтобы связаться с УК, отметил Павел Склянчук.

С другой стороны, предложенный подход может противоречить основополагающим принципам обращения граждан к государству, которое нельзя ограничивать какими-либо препонами, отметил эксперт.


источник: Известия

Дата изменения: 16.02.2023 12:20:09

← Все документы


Контакты 

Адрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В

Телефон: 8 (812) 327-09-10

Обратная связь

CAPTCHA