Работа ТСЖ, ЖСК с самозанятыми. Риски и особенности
Плательщики налога на профессиональный доход или самозанятые все чаще оказывают различные услуги УК, ТСЖ и ЖСК. Но удобство работы с ними связано и с рисками для Управляющих организаций, в том числе и для ТСЖ и ЖСК.
Самый большой риск при сотрудничестве с самозанятыми состоит в том, что налоговая служба может зафиксировать признаки подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми исполнителями. Но этот риск можно минимизировать, если четко понимать, о каких признаках подмены отношений идет речь и как правильно составить договор с самозанятым.
ФНС России 15 апреля 2022 года выпустила Письмо № ЕА-4-15/4674, в котором подробно описала признаки подмены трудовых отношений в работе с самозанятыми. Подмена трудовых отношений договорами с самозанятыми несёт серьёзные риски для работодателя.
Сегодня в статье мы разберем риски и особенности по работе ТСЖ и ЖСК с самозанятыми.
Можно ли ТСЖ и ЖСК работать с самозанятыми?
Во-первых, необходимо понять, кто же такой самозанятый исходя из действующего законодательства РФ.
К самозанятым, либо как правильно их называют в законе к налогоплательщикам налога на профессиональный доход, по сути, относятся граждане, которые без регистрации в качестве ИП и без привлечения наемных работников за вознаграждение выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам.
Возникновение данной категории налогоплательщиков мы обязаны Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Дальше буду называть его Закон № 422.
При этом изначальной целью закона было выведение большого количества граждан из теневого сектора экономики, которые работали на себя, но уходили от налогообложения.
Однако спустя годы, практика применения Закона № 422 и массовое проведение налоговыми органами проверок демонстрируют систематическое злоупотребление в привлечении самозанятых коммерческими и некоммерческими организациями в целях подмены трудовых отношений и сокращения трат, приходящихся на одного работника. Так, экономия использования труда самозанятых может составлять порядка 700 % (43% против 6 %).
Несмотря на существующие риски признания налоговыми органами отношений с самозанятыми в качестве трудовых, привлекать самозанятых к выполнению работ или оказанию услуг ТСЖ и ЖСК можно, однако необходимо грамотно подходить к данному процессу. Сейчас мы вкратце расскажем и покажем, как это сделать.
Какие обязанности в ТСЖ и ЖСК можно передать самозанятым?
Необходимо отметить, что Закон № 422 не устанавливает ограничения по видам деятельности, которые могут осуществлять самозанятые без регистрации статуса ИП, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Отсутствуют как таковые ограничения и по функционалу выполнения самозанятыми работ или оказания услуг.
Однако частью 2 статьи 4 Закона № 422 перечислены случаи, когда физические лица не вправе применять специальный налоговый режим. Их надо знать.
В частности, не вправе применять специальный налоговый режим лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (ч. 2 статьи 4 Закона об НПД).
Также не вправе быть самозанятыми лица, имеющие в штате работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях.
Кроме того, налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Наша практика работы с ТСЖ и ЖСК показывает, что наиболее часто такие некоммерческие организации привлекают самозанятых к оказанию:
- бухгалтерских и юридических услуг,
- управленческих услуг,
- консультационных услуг,
- к выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества,
- к оказанию сторожевых (охранных) услуг.
Фактически, кажется, можно говорить о том, что большинство функций ТСЖ и ЖСК может быть отдано на откуп самозанятым. Однако именно здесь кроется камень преткновения.
Что проверяет налоговая при работе ТСЖ и ЖСК с самозанятыми?
Учитывая неопределенность статуса самозанятого и конечную цель эксперимента по работе с самозанятыми в настоящее время возникают проблемы переквалификации отношений с участием самозанятых в трудовые отношения налоговыми органами.
Недавно Федеральная налоговая служба договорилась с Рострудом о параллельных проверках работодателей, которые фактически трудоустраивают самозанятых в качестве работников, оформляя их по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).
Такая деятельность работодателей, как считает налоговая, направлена на минимизацию объема обязательств по уплате страховых взносов и уклонению от осуществления обязанности налогового агента физического лица-работника по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
Как подчеркнул ФНС недавно в своем письме при выявлении фактически признаков трудовых отношений, работодателя могут привлечь к налоговой и административной ответственности за соответствующие нарушения трудового и налогового законодательства, в том числе «в соответствии с КоАП РФ предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток.».
Действительно частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Данной нормой установлено, что за совершение вышеуказанного правонарушения может быть наложен административного штрафа:
-
на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Учитывая, трехлетний срок давности суммы недоплаченных налогов и взносов, а также штрафов и пеней могут доходить до астрономических для организации размеров.
Перечень обстоятельств, которые могут привести к переквалификации договора с самозанятым в трудовые отношения
Еще ранее было опубликовано письмо ФНС России от 15 апреля 2022 года № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД», в котором ФНС акцентировала внимание на положительную судебную
практику, сложившуюся в части переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые.
Так, в данном письме приводится перечень обстоятельств, которые были документально подтверждены в судах при рассмотрении вышеуказанных споров, указывающих на фактическую подмену сложившихся отношений, в частности, к таким обстоятельствам относится:
- -закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика);
- -договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата труда;
- - договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
- - инфраструктурная зависимость (работы осуществляются материалами, инструментами, оборудованием и на территории Общества);
- - и ряд других обстоятельств.
До изложенного письма признаки трудовых отношений были определены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15, среди которых:
- - согласование условий о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
- - подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
- - обеспечение работодателем условий труда;
- - выполнение работником трудовой функции за плату;
- - устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда;
- - выполнение сотрудником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
- - наличие дополнительных гарантий для работника, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
Если же обратиться к фактам, то в 2022 году налоговые органы активно допрашивали и проверяли организации и индивидуальных предпринимателей, в 2023 году перешли к проверкам товариществ и кооперативов, управляющих и обслуживающих МКД.
По всей видимости УО решили задушить проверками, ведь все чаще в наш бухгалтерский отдел начали приходить требования от ФНС по работе с самозанятыми. По мнению инспекторов, взаимоотношения ТСЖ, ЖСК и физлица со статусом НПД часто нарушают налоговое и трудовое законодательство, являются подменой трудовых отношений с привлечением самозанятого.
Чаще всего налоговые органы проверяют условия договоров с самозанятыми, акты выполненных работ или оказанных услуг, осуществляют выезды для осмотра помещений, в которых осуществляют оказание услуг самозанятые, вызывают на допрос непосредственно самозанятого и председателя правления ТСЖ (ЖСК).
Так, на наличие трудовых отношений, по мнению, налоговых может указывать выплата вознаграждений самозанятым в один день, хотя данный фактор не может однозначно свидетельствовать о выплате таким образом заработной платы, так как порой выплата вознаграждения разным самозанятым в один день осуществляется только для упрощения подготовки и проведения платежных поручений аутсорсинговой организацией, осуществляющей бухгалтерское обслуживание ТСЖ (ЖСК).
Также случается, что налоговые ссылаются в своих актах о проверках ТСЖ (ЖСК) на инфраструктурную зависимость самозанятых от некоммерческой организации, в частности на оказание услуг на определенной территории, использование без встречного предоставления материалов и оборудования заказчика.
Однако наиболее ярким примером подмены трудовых отношений при работе с самозанятыми является финансовая зависимость самозанятого от ТСЖ (ЖСК), т.е. когда единственным источником дохода для самозанятого выступает выплата за работу/услуги от ТСЖ (ЖСК).
Как снизить риск проверок ТСЖ и ЖСК со стороны налоговой?
Если вы уже работаете с самозанятыми, то необходимо по возможности проанализировать текущее положение дел в организации (УО, ТСЖ, ЖСК) с самозанятыми, изучить условия договора с самозанятыми и порядок оплаты их работы/услуг, попытаться самостоятельно выявить признаки трудовых отношений, которые перечислены в ФНС России и Постановлении Пленума ВС РФ.
В случае если Вы только планируете привлечь самозанятых, для снижения рисков переквалификации отношений в трудовые следует:
- -прописывать в договоре оплату конкретно за объем либо за оказание разового результата, исключить указание на процесс выполнения работ/оказание услуги, т.е. трудовую функцию;
- -по возможности исключить заключение долгосрочного договора либо постоянное продление краткосрочного договора;
- -не привлекать физических лиц (бывших работников) в качестве самозанятых;
- -по возможности исключить получение физическими лицами статуса самозанятого в один день;
- -если в устной форме самозанятый сообщил, что он оказывает услуги/выполняет работы еще дополнительно кому-то отразить в договоре с самозанятыми заверение, что доход от заказчика не является для него единственным;
- -точно отказаться от привлечения самозанятых для оказания охранных услуг, так как сотрудники охраны должны иметь лицензию
- -если самозанятый будет использовать оборудование и материалы ТСЖ отразить в договоре плату за такое использование (аренду);
- -не прописывать гарантии и различные виды компенсации, предусмотренные ТК РФ;
- -не перечислять вознаграждение самозанятым в один день.
Вызвали для дачи показаний в налоговую в качестве свидетеля. Что можно говорить и что не стоит?
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (в силу части 1 статьи 90). Показания свидетеля заносятся в протокол.
Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни или инвалидности не явится на допрос. По усмотрению инспектора также может быть и в других случаях.
За неявку либо уклонение от явки такое лицо привлекается к ответственности в размере 1 000 рублей.
За неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний накладывается штраф в размере 3 000 рублей.
С одной стороны, можно говорить, что штраф небольшой, что можно и не приходить, допустим председателю ТСЖ, в налоговый орган для дачи показаний, однако, как показывает практика, такое поведение может быть сочтено надзорным органом в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном сокрытии какой-либо информации, необходимой для поведения полноценной проверки.
Обращаем внимание, что согласно обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о налоговом правонарушении, возлагается на налоговые органы (пункт 6 ст. 108 НК РФ). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из этого, в случае если вы идете в налоговую службу для дачи показаний, то следует, во-первых, понимать, по какой причине вас вызывают. Обычно из темы письма можно выяснить в чем суть вызова в налоговый орган. Во-вторых, необходимо проанализировать как сложены у вас отношения с самозанятыми по факту, и как они соотносятся с признаками трудовых отношений, описанных в письмах ФНС и ВС РФ, чтобы не попасть впросак при ответе на вопросы налогового инспектора. В-третьих, точно не следует априори соглашаться с тем, что вы незаконно подменяете трудовые отношения отношениями с самозанятыми, так как порой из-за загруженности налоговые инспекторы вместо проведения полноценной проверки и сбора доказательственной базы (при ее наличии) в целях переквалификации договоров пытаются убедить председателей ТСЖ (ТСН/ЖСК) самостоятельно признаться в подмене трудовых отношений. Будьте на чеку!
Если же в отношении ТСЖ (ЖСК) вынесли акт налоговой проверки, в котором налоговые органы установили факт занижения налогооблагаемой базы за счет использования самозанятых, переквалифицировали отношения с самозанятыми в трудовые, у вас есть месячный срок с момента получения акта направить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В случае наличия затруднений в анализе взаимоотношений с самозанятыми Вы можете обратиться за консультационной и юридической помощью к нам:
Правовой анализ договора с самозанятым и сопутствующих документов (акты, чеки), предоставление исчерпывающих рекомендаций по необходимым корректировкам - 3000 руб.
Подготовка договора с учетом новых требований ФНС к договорам с самозанятыми, письменные рекомендации по дальнейшим взаимоотношениям с самозанятым (сроки выплат, условия, формулировки и пр.) - 5000 руб. (1 договор)
Анализ и подготовка ответа на требование ФНС по предоставлению договоров и актов с самозанятыми - 3000 руб.
Будем рады Вам помочь разъяснить как действовать в данной ситуации.
Контакты юридического отдела: +7 812 327-09-10 или urist@bpprof.ru
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 13 Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |