За нераскрытие информации в ГИС Общественное движение подало в суд на УО

29.12.2021 За нераскрытие информации в ГИС Общественное движение подало в суд на УО

Суть судебного разбирательства:

Общественное движение  обратилось в Пензенский суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 10 декабря 2019 года Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее Истец), руководствуясь ст. ст. 4546 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в ГИС ЖКХ управляющей организацией МУП «Богословка» (далее Ответчик).

В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по МКД, находящемуся в управлении МУП «Богословка», в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, класс энергетической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, об используемом общем имуществе, о проведенных общих собраниях собственников помещений.

10 декабря 2019 года на электронную почту Ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений. Согласно п.31 Постановления Правительства РФ №324, Ответчику установлен 3-хдневный срок для удовлетворения заявленного требования.

Но, как считает Истец, ответчик не устранил выявленные нарушения и по прежнему не размещает информацию, предусмотренную действующим законодательством, чем нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с эти нарушением  Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» вынуждено обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан. Движение посчитало действия Ответчика незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

  • С 01.07.2016 года государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в эксплуатацию на всей территории РФ (приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 года №264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»). С указанной даты поставщики информации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом №209-ФЗ.

  • Согласно ч.4 ст.165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства.
  • В силу ч.18 ст. 7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства», лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по представлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1,2,6,7,21-25,28-33, 35-40 ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  • Ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 года) и п.2 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29 февраля 2016 года №74/114/пр.
  • В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы, понесенные в ходе проведения проверочных мероприятий и подготовки к судебному заседанию, а также в ходе самого судебного процесса. Указанное положение предусмотрено так же ч.4 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Сторона истца считает возможным предъявить ко взысканию с Ответчика в качестве расходов 20 000 рублей, обосновывая заявленную сумму следующим:
  1. проведение общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией – 3000 рублей;
  2. проведение правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям ФЗ «ГИС ЖКХ» - 10 000 рублей;
  3. подготовка претензионного письма с последующей отправкой в адрес Ответчика посредством электронной почты – 1000 рублей;
  4. досудебное урегулирование спора с Ответчиком – 1 000 рублей;
  5. составление искового заявления, направление его в адрес Ответчика и в суд – 2 000 рублей;
  6. несение иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы) – 3000 рублей.
  • Согласно абз.4 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» одновременного с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом)… в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу) всех понесенных по дулу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам.

В ходе проведения контрольных мероприятий были выявлены факты, на основании которых Общественное движение встало на защиту неопределенного круга потребителей и обратилась в суд с настоящим иском о признании противоправными действиями ответчика и о прекращении этих действий.

Истец просил суд обязать Ответчика:

  • Прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ч.18 ст.7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  • Взыскать с ответчика в пользу Общественного движения понесенные по данному гражданскому делу судебные издержки в размере 20 000 рублей.
  • Вынести определение в адрес ГЖИ Пензенской области о привлечении Ответчика к административной ответственности.

Представители истца Общественного движения и ответчика МУП «Богословка»  на судебное заседание не явился, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно п.1 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз.4 п.2 ст.45 указанного закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу абз.1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным в форме общественного движения, не имеющего членства, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений. (п. 1.1 Устава Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области»).

Пунктом 1.6 Устава Общественного движения предусмотрено, что Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» осуществляет свою деятельность согласно требованиям Конституции РФ, Федерального закона «Об общественных объединениях», Закона РФ «О защите прав потребителей» и действующего законодательства.

Из п. 2.1 Устава Общественного движения следует, что основной целью является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п.3.1 Устава имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей); осуществлять в полном объеме все полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях.

10 декабря 2019 года Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области», руководствуясь ст. ст. 4546 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией МУП «Богословка», осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами.

Федеральный закон от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор прав и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права.

Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

Между тем, в нарушение требований ст.ст. 56596071 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что при проведении 10 декабря 2019 года проверочных мероприятий в отношении МУП «Богословка», им были соблюдены требования о порядке проведения таких мероприятий.

Представленный истцом в качестве доказательства и обоснования заявленных требований акт общественного контроля №16 от 13.12.2019 года (л.д. 11) не является для суда абсолютным доказательством, поскольку составлен негосударственным контролирующим органом, в силу чего является лишь формой фиксации показаний лиц, его подписавших.


В этой связи не представляется возможным сделать однозначный вывод о нарушении ответчиком требований жилищного законодательства, выразившегося в не размещении в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной пунктами 1,2,6,7,21-25,28-33, 35-40 ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Вместе с тем, ответчиком представлены скриншоты с сайта ГИС ЖКХ, из содержания которых следует, что еще до обращения истца в суд (09.07.2020 года) информация, предусмотренная ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: серия, тип постройки здания, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме была размещена МУП «Богословка» в ГИС ЖКХ.

Таким образом, оценив представленные представителем истца доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку представителем истца не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Отсутствие в государственной информационной системе ЖКХ необходимой информации по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Богословка, ул. Советская, д. 9, подлежащей доведению до сведения потребителей, не нашло своего подтверждения.

Нарушения прав неопределенного круга лиц действиями МУП «Богословка» судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.


Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:


В удовлетворении искового заявления Общественного движения к МУП «Богословка» о защите прав потребителей, отказать.
Дата изменения: 29.12.2021 14:00:31

← Все документы


Контакты 

Адрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В

Телефон: 8 (812) 327-09-10

Обратная связь

CAPTCHA