ТСН из Санкт-Петербурга проиграло суд должнику
Истец (Товарищество собственников недвижимости «Е») обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО «Ф» (Ответчик) о взыскании 213 696,74 рублей в качестве задолженности по оплате вывоза ТБО и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 54 046 рублей и расходов по оплате государственной пошлины.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
- 20.05.2015 г. Протоколом № 1 общего собрания собственников помещений дома №, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, ТСН «Е» избрано в качестве организации, исполняющей функции управляющей компании. Функции управляющей компании ТСН «Е» по вышеуказанному адресу осуществляет по настоящее время.
- Ответчик является собственником нежилых помещений 6-Н и 8-Н, находящихся по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.
- В рамках обращения Истца от 20.09.2015 о предоставлении информации о заключенных договорах на вывоз ТБО письмом от 29.09.2015 Ответчик сообщил, что между ними и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» заключен договор № 51082 от 04.10.2012 на вывоз ТБО.
- Истцом 31.01.2019 был сделан запрос в ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс», в ответ на который письмом от 10.02.2019 из ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» сообщило, что между Ответчиком и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» заключен договор № 51082 на вывоз отходов на помещение 8-Н, на помещение 6-Н, площадью 41,5 м2 договор не заключался.
Согласно п. 3.7.1. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», одной из обязанностей управляющей компании является сбор и вывоз мусора.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.
Положения данной статьи в одинаковой степени распространяются как на собственников жилых, так и нежилых помещений. Доля обязательных расходов собственника на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ст. 39, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28 Правил № 491).
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ, случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из правовой позиции, сформулированной в п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, согласно которому в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, а также п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не может отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.
Между Истцом и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» 21.08.2015 был заключен договор № 63921 на вывоз и передачу на размещение твердых коммунальных отходов, по которому ТСН «Е», в том числе за Ответчика, производит оплату.
28.06.2019 ТСН в адрес ООО "Ф" была направлена претензия с просьбой погасить образовавшуюся задолженность в течение 7-дней с момента получения претензии. Претензия была оставлена без ответа.
Таким образом, с 01.06.2016 по 01.06.2019, задолженность Ответчика перед Истцом составляет 213 696,74 руб. Полагая, что ООО обязано произвести оплату понесенных ТСН расходов по оплате, Истец обратился в суд.
Исследовав и оценив доказательства и доводы, суд пришел к следующим выводам:
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Согласно положениям ст. 15 ГК РФ возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно при наличии определенных условий. Лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещение в судебном порядке, должно в силу п. 1 ст. 65, ст. 71 АПК РФ доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер этих убытков.
По мнению Истца, Ответчик обязан произвести оплату понесенных им расходов по оплате стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Согласно произведенному Истцом расчету задолженность Ответчика рассчитана с учетом произведенной оплаты услуг в рамках договоров № 6391 от 21.08.2015 г. и № 74638 от 01.01.2019 г., соответствующих платежных поручений.
В ходе рассмотрения дела Ответчик возражал против заявленных требований, ссылаясь, что в рамках рассмотрения дела № А56-129889/2019 судом было установлено нарушение Истцом по настоящему делу требований законодательства в рамках установления размера применяемого тарифа на вывоз.
В рамках рассмотрения дела № А56-129889/2019 судом было установлено, что на основании Распоряжения № 07/1870-Р от 10.10.2019 Инспекцией в отношении ТСН «Е» по жалобе ООО «Ф», собственника нежилых помещений 6-Н и 8-Н была проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением обязательных требований, установленных действующим законодательством. В ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, установлено, что начисление платы ООО «Ф» по жилищным услугам:
- - «уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка» производится с применением повышающего коэффициента, который равен 10. Начисление платы по указанной услуге производится с нарушением, т.е. нарушен п. 1 ч. 1 ст. 36, ст. 158, ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации.
- - «Вывоз ТБО» осуществляется с применением норматива накопления как для коммунальной услуги, однако на территории Санкт-Петербурга введен мораторий на деятельность регионального оператора по обращению с ТБО, данная услуга относится к жилищной услуге и начисление должно производится в соответствии с тарифами, принятыми на общем собрании. В свою очередь, собственниками принято решение о применении тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, т.е. нарушен п.33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» (далее – Правила № 491).
Предписанием № 07/1870-Р от 14.10.2019 ГЖИ, на ТСН «Е» возложена обязанность до 24.12.2019 устранить выявленные нарушения, в том числе, «в отношении услуги «Вывоз ТБО» произвести перерасчет с даты начисления с применением норматива накопления и начисление осуществить по утвержденным тарифам».
В квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с июня 2016 года по октябрь 2019 года, выставляемых собственнику нежилого помещения на Объекте, применен норматив на накопление твердых коммунальных отходов со ссылкой на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р. Однако письмом указанного Комитета от 23.01.2019 №ОБ-01-15-398/18-0-1 указано, что в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 483-ФЗ принято решение о введении моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга до 31.12.2019.
Таким образом, до указанной даты для жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, плата за услугу по вывозу и захоронению (обработке, обезвреживанию) ТКО будет взиматься в составе платы за содержание общего имущества в таком доме.
Указанный размер платы в соответствии с требованиями ЖК РФ, Правил №491, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 должен определяться на общем собрании собственников помещений в МКД и утверждаться в рублях на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения. Размер платы за вывоз и захоронение (обработку, обезвреживание) ТКО для собственников жилых и нежилых помещений в МКД должен быть определен решением общего собрания собственников помещений в МКД и оформлен протоколом общего собрания в соответствии с нормами жилищного законодательства с учетом предложений Товарищества на основании заключенных договоров на оказание данной услуги.
В письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.02.2019 No01-13-205/10-0-1 дано разъяснение о порядке расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, описанную выше в письме Комитета от 23.01.2019 №ОБ-01-15-398/18-0-1. Такая плата устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений (жилых и нежилых). До 01.01.2020 расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с нормами жилищного законодательства без применения нормативов накопления ТКО, утвержденных Распоряжением № 30-р.
Учитывая изложенное, судом в рамках дела № А56-129889/2019 установлена обоснованность оспариваемого Предписания в данной части.
Принимая во внимание установленные решением от 11.08.2020 г. по делу № А56-129889/2019, суд не усматривает обоснованности заявленных Истцом требований по причине отсутствия доказательств неосновательного обогащения на стороне Ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.Руководствуясь статьями 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил Исковые требования оставить без удовлетворения.
|
КонтактыАдрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 13 Телефон: 8 (812) 327-09-10 |
Обратная связь |