Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений в МКД

13.06.2018 Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений в МКД

Про общее собрание собственников помещений в МКД

Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления этим домом. Общее собрание собственников проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Общее собрание собственников помещений в МКД правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). По общему правилу, из которого есть исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, имеющие юридические последствия в виде возложения на собственников помещений обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Данные документы подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим проведение общего собрания.

Про протокол

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 № 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (Зарегистрирован 21.02.2019 № 53863), утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.

Обратите внимание! Требования вступили в силу 29.04.2016, поэтому не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до указанной даты, вследствие чего не применяются, допустим, к протоколу собрания собственников помещений в МКД от 19.06.2013 (см. Постановление АС СКО от 10.04.2017 N Ф08-1926/2017 по делу N А63-8390/2016). Об этом также идет речь в Постановлении АС УО от 05.10.2017 N Ф09-5593/17 по делу N А60-49124/2016.

На основании п. 3 Требований протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания. Перечень обязательных реквизитов протокола приведен в п. 4:

- наименование документа (протокол общего собрания собственников помещений в МКД);

- дата и регистрационный номер протокола общего собрания. Это дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания, и порядковый номер общего собрания в течение календарного года;

- дата и место проведения общего собрания;

- заголовок к содержательной части протокола (должен содержать адрес МКД, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование));

- содержательная часть протокола, состоящая из двух частей (вводной и основной). Вводная часть включает в себя среди прочего сведения об общем количестве голосов собственников помещений в МКД и количестве голосов собственников, принявших участие в голосовании на общем собрании;

- место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование. С учетом изменений, внесенных в Жилищный кодекс Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ и действующих с 11.01.2018, речь идет о месте хранения копий протоколов и решений;

- приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

- подпись.

Подлинники протокола и решения управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней после получения от лица, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников (на что ему дается 10 дней после проведения собрания), должны направить в орган ГЖИ для хранения в течение трех лет. А вот копии этих документов хранятся в месте или по адресу, которые определены решением собрания собственников помещений в МКД.

Реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления. Если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания должны содержать сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

Про лиц, проводящих подсчет голосов

Как отметил Минстрой в Письме от 28.02.2018 N 7252-ЕС/04, жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, к компетенции которой относится подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в МКД, и в нем не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов. А в отсутствие прямых норм в специальном законодательстве могут применяться нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (п. 104 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). К решениям собраний применяются правила гл. 9.1 ГК РФ (ст. 181.1 - 181.5) постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии собранием решения составляется протокол в письменной форме. Он подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. При этом в протоколе должны быть указаны среди прочего сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Это обязательное требование пп. 4 п. 4, пп. 4 п. 5 данной статьи, на чем заостряют внимание судьи (см., например, Определения ВС РФ от 29.06.2016 N 5-АПГ16-30, Московского городского суда от 11.04.2017 N 4га-4365/2017).

Итак, счетная комиссия должна быть. Кстати, на это указано и в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в МКД, которые разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса с целью оказания собственникам помещений в МКД помощи в подготовке и проведении общего собрания как в очной форме, так и в форме заочного голосования. Однако этот документ носит именно рекомендательный, а не обязательный характер (Определение ВС РФ от 12.08.2015 N 9-АПГ15-11).

В Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в МКД сказано, что подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня данного общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на общем собрании (п. 6). Протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии (п. 22).

Минстрой добавил: действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии и не ставит его в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания. Поэтому вполне допустимо включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в МКД, а также секретаря собрания при условии, что решением общего собрания не установлено иное. В частности, нужно учитывать, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом общим собранием собственников помещений в МКД решении. А решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Ключевые выводы Минстроя. В состав счетной комиссии могут входить председатель и секретарь собрания собственников помещений в МКД. Состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в доме. Вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Про оспоримость решения собрания

Отсутствие сведений о лицах, проводивших подсчет голосов, является существенным нарушением правил составления протокола, поскольку не позволяет установить перечень лиц, принявших участие в голосовании, проверить правильность подсчета голосов и установить наличие кворума, и основанием для признания судом собрания недействительным. (Согласно пп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение правил составления протокола.) Изложенное подтверждает судебная практика (Апелляционное определение от 25.07.2017 N 33-14985/2017; Апелляционное определение от 11.07.2017 N 33-13324/2017; Апелляционное определение от 20.06.2017 N 33-11671/2017 по делу N 2-352/2017; Апелляционное определение от 17.05.2017 N 33-9592/2017 по делу N 2-8358/2016; Апелляционное определение от 02.11.2016 по делу N 33-2562/2016; Апелляционное определение от 19.05.2016 по делу N 33-9138/2016)

Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона (п. 1 ст. 181.4 ГК РФ) также в случае, когда:

- допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

- у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

- допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении.

Важно, что согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участие в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случае, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Аналогичная норма права содержится в ч. 6 ст. 46 ЖК РФ. Собственник помещения в МКД вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в том случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения, а также если данным решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. 

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если:

- голос указанного собственника не мог повлиять на результаты голосования;

- допущенные нарушения не являются существенными;

- принятое решение не повлекло причинение убытков данному собственнику.

Поэтому решения общего собрания собственников помещений в МКД, принятые по вопросам их компетенции, являются оспоримыми и обязательны для всех собственников помещений в доме до признания их судом недействительными. В том числе это касается решений, оформленных протоколами общих собраний собственников помещений в МКД, подписанных только инициатором собраний (при этом председатель, секретарь и счетная комиссия общих собраний не выбирались). Об этом - следующие Постановления АС ДВО:

- от 09.06.2016 N Ф03-2476/2016 по делу N А51-15413/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 07.11.2016 N 303-ЭС16-12764;

- от 20.06.2016 N Ф03-2756/2016 по делу N А51-18487/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 03.10.2016 N 303-ЭС16-11972;

- от 28.06.2016 N Ф03-2705/2016 по делу N А51-18489/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.10.2016 N 303-ЭС16-13852.

Про отдельный протокол счетной комиссии

На этот счет также высказался Минстрой, напомнив, что письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Итак, исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД установлен Приказом Минстроя РФ N 937/пр. Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений в МКД не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

Счетная комиссия, к компетенции которой относится подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в МКД, должна создаваться. Ее члены избираются на общем собрании собственников помещений в доме. При этом действующее законодательство не содержит особых требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии. Более того, ее состав не зависит от того, кто выступает в качестве инициатора общего собрания. В частности, в состав счетной комиссии могут войти председатель общего собрания собственников помещений в МКД, а также секретарь данного собрания.

Дата изменения: 13.01.2022 11:52:22

← Все документы


Контакты 

Адрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В

Телефон: 8 (812) 327-09-10

Обратная связь

CAPTCHA