Учет электроэнергии в МКД: что изменилось?

12.08.2020 Учет электроэнергии в МКД: что изменилось?

С 1 июля 2020 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2020 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

Основные новеллы:  

ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты "текущего" ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и "простым", однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать "умными" (хотя "обычные" могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;

гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;

до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на "прямой" договор с РСО;

а вот когда ОДПУ тоже станет "умным", то снимать его "интеллектуальные" показания будет именно гарантирующий поставщик;

гарантирующий поставщик "обновляет" и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного "умного" ИПУ электричества, показания "простого" ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на "прямом" договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять "старые" счетчики, установленные до июля 2020 года;

"оприборивание" счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить "прямой" договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);

если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;

а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за "общедомовые" коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.). И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п. 44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.

Источник: garant.ru

Дата изменения: 12.08.2020 12:11:37

← Все документы


Контакты 

Адрес:199178, Россия, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 68, к.2, лит В

Телефон: 8 (812) 327-09-10

Обратная связь

CAPTCHA